ВТОРАЯ ОТКРЫТАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ЛИЦЕЯ


ВТОРАЯ ОТКРЫТАЯ
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ЛИЦЕЯ

2-3 декабря 2003 года
Москва

График работы конференции

2 ДЕКАБРЯ, ВТОРНИК

900  –930  Открытие конференции
          (Актовый зал, 1 этаж)
1000–1200  — Регистрация участников.
          Работа секций.
1200–1220  — Перерыв
1220–1400  — Работа секций
1400–1420  — Перерыв
1420–1600  — Работа секций

3 ДЕКАБРЯ, СРЕДА

1500 — Подведение итогов. Закрытие конференции.

Вниманию участников
и научных руководителей

Все материалы докладов необходимо пред­ставить в Оргкомитет до начала конференции для публикации в сбор­нике трудов конференции и на сайте школы в Ин­тер­нете.

Материалы принимаются в электронной форме от­ветст­венными за секции.

По поводу использования проекционной тех­ники и/или особых условий доклада просьба кон­сультиро­ваться с от­ветственными за сек­ции.

Расписание докладов будет вывешено допол­ни­тельно в понедельник, 1 декабря.

Из Положения об открытой научной
конференции лицея

Одной из важнейших задач специализированных школ явля­ется задача развития самостоятельных на­выков исследова­тельской работы у школьников. Для поддержки ребят, заинте­ресованных в такой форме обучения, в лицее в мае 2003 года была проведена пробная научная конференция школьников. На ней было заслушано десять докладов по физике, математике и программированию. Хотя конференция была проведена в неудобное для школь­ников время (ко­нец мая) и док­ладчики из других школ не приглашались, конференция, по на­шим оценкам, прошла успешно: пришедшие школьники проявили большой интерес и активно участвовали в обсуждении содер­жания докла­дов. В связи с этим у организаторов конференции воз­никла мысль о необходимости более систематической ра­боты со школьниками, проявив­шими интерес к науч­ной работе, в течение всего года.

В связи с этим ежегодно в конце ноября — начале декабря устраивать традиционную научную конфе­ренцию школьников, на которой заслушивать док­лады, отобранные оргкомитетом конференции. Так как эта конференция будет проводиться в сроки, предшествующие срокам проведения традиционных на­учных конференций школьников (зима-весна), то на неё будут допускаться также докладчики с незавер­шенными исследова­ниями с целью активизации даль­нейшей работы над темой и подготовки докладчиков к выступлениям на «традиционных» конференциях. Обязательным условием допуска докладов на Конфе­ренцию будет являться наличие в исследовании новых ре­зультатов и оценок (реферативные доклады органи­заторами поддерживаться не будут).

Важной особенностью нашей конференции явля­ется принципиальный отказ от идеи состязательно­сти доклад­чиков. Этому есть две причины. Во-пер­вых, формальная оценка качества докладов жюри создаёт неудобные условия для школьников, не успев­ших за­вершить свои исследования к моменту прове­дения конференции и ставит под вопрос их участие в подоб­ном мероприятии. Вторая причина — каж­дое разделе­ние докладов по качеству создаёт ненужные барьеры в общении школьников между собой и с чле­нами жюри (к тому же оценки научных работ чле­нами жюри все­гда субъективны).

Другой важной особенностью конференции явля­ется ее открытость. К участию приглашаются (в каче­стве док­ладчиков и слушателей) все заинтересо­ван­ные школьники г. Москвы, а также преподаватели и сотрудники школ и ин­ститутов.

Члены оргкомитета конференции лицея
А. В. Белов, И. Р. Дединский

Секция математики

1.   Арутюнов А. (10Г). Задача о прямоугольнике максимальной площади, вписанном в эллипс, и ее обобщения.

Для выпуклых симметричных фигур с глад­кой гра­ницей можно получить простой критерий макси­мально­сти пло­щади вписанного прямо­угольника. В ходе реше­ния задачи рассматрива­ется интересная лемма о центре параллело­грамма, вписанного в эл­липс.

2.   Бервинов Д. (8В). Ограничительные свойства квадратных решеток в разных направлениях.

Задача возникла из анализа оборонительной стра­тегии в игре «крестики-нолики» на бесконеч­ном листе и попытки ее обобщения.

Доказан критерий того, что решетка обладает нужным свойством для обобщенной игры в «кре­стики-нолики».

3.   Девятов Р. (9А). Максимальное количество треугольников, ограниченных n прямыми на плоскости.

Задача до сих пор не решена полностью. В докладе будет разобран частный случай. Сравни­тельно не­давно было найдено элементарное дока­зательство точной оценки ми­нимального числа треугольников, равного n-2. Для макси­мального числа треугольников даже не известна точная оценка.

4.   Никитин Д. (10В). Лестница Кантора.

Рассматриваемые вопросы: конструкция функции лест­ницы Кантора, доказательство ее непрерывности. Подсчет длины ступеней лест­ницы. Доказательство недифференци­руемости на множестве Кантора.

5.   Осиненко А. Плынин Ф., Горбань Т., Оленин М., Чепарухин А., Арабули Ш. (10А). Яркие идеи в олимпиадных задачах.

Разбор интересных задач, предлагавшихся в теку­щем году на Математической регате и Тур­нире мате­матических боев.

6.   Ткаченко И. (10Г). Деление треугольника на три равновеликих части на плоскости Лобачевского.

Рассматриваемые вопросы: треугольник на плос­кости Лобачевского. Сумма углов треуголь­ника. Площадь тре­угольника. Деление треуголь­ника на два равновеликих. Основная гипотеза о делении тре­угольника на три равно­великих.

7.   Щепочкин Д. (10В). Кривая Пеано.

Рассматриваемые вопросы: конструкция кри­вой Пеано, доказательство ее непрерывности. До­казатель­ство ее сюръ­ективности. Доказательство отсутствия непрерывной биек­ции отрезка на квадрат. Биекция Кантора отрезка на квад­рат.

Секция физики

(Предс. А.В. Белов)

8.   Гурская О., Сметанина Е. (10А). Исследование статистического распределения молекул по скорости путем моделирования двумерного идеального газа.

9.   Копыл П. (10Г). Экспериментальное исследование характера сопротивления среды при различных числах Рейнольдса.

При рассмотрении движения тела в вязкой среде (жидко­сти или газе) в школьном учебнике говорится, что при ма­лых скоростях сила сопро­тивления пропор­циональна ско­рости, а при больших — квадрату ско­рости. Однако, не ука­зывается, какие скорости в каких случаях можно счи­тать большими. Поэтому в настоя­щей работе была постав­лена задача — определить ха­рактер движения тел в двух случаях: при числе Рей­нольдса порядка 0.1 (падение шари­ков от под­шипника в глицерине) и при числе Рейнольдса порядка 500 (па­дение воздушного шарика).

Движение шариков регистрировали с помо­щью видео­камеры. Запись оцифровывали и обра­батывали на компью­тере в покадровом режиме. Определяли за­висимость коор­динаты от времени и вычисляли уста­новившуюся скорость движения тел. Размеры шари­ков от подшипника опреде­ляли микрометром, массу шариков определяли на ана­лити­ческих весах с точно­стью до 1мг.

В ходе работы получено, что при падении шариков в глицерине сила сопротивления про­порциональна скорости шарика. Отмечено, что из-за малого радиуса сосуда фор­мула Стокса для вычисления силы сопро­тивления среды может быть использована лишь при­ближенно. При паде­нии воздушного шарика сила со­противления среды с хо­рошей точностью пропорцио­нальна квадрату скорости. Определено лобовое со­про­тивление воздушного шарика, которое с хорошей точностью совпадает с литературными данными для лобового сопротивления тел сферической формы.

10.      Куликова М. (10Б). Пятна на Солнце: феномен или физическое явление. Влияние пятен на жизнь на Земле.

Рассматриваемые вопросы: Пятна: просто мощный маг­нит. Эксурс в физику. Все не слу­чайно; циклы правят пят­нами. Влияние пятен на земную жизнь: Ис­тория, пятна, циклы, катаст­рофы. Исследуем законо­мерности вместе. Эти удивительные солнечные три­плеты.

11.      Маркин Д. (10Г). Использование персонального компьютера для получения и анализа данных с аналоговых датчиков.

При помощи обычного персонального ком­пьютера не трудно преобразовать аналоговый сигнал в цифро­вую форму, что открывает допол­нительные возмож­ности при последующей обра­ботке данных. Делать это можно не­сколькими способами:

1. Используя встроенные АЦП (например, игро­вой порт, аналоговый вход звуковой карты).

2. Используя специализированные АЦП серий­ного произ­водства.

3. При помощи простейших устройств, подклю­чае­мых к логическим портам компь­ютера.

Особенно интересен последний пункт, т.к. он дос­таточно прост в исполнении, и при этом по­зволяет по­лучить очень не плохие результаты. Наиболее простой вариант предпо­лагает подачу на вход порта импуль­сов с последующим про­граммным измерением их длительности, которая меня­ется в соответствии с из­менением аналого­вой величины.

12.      Марченко А. (10В). О форме вращающейся жидкой планеты.

В работе делается попытка оценить сплюсну­тость Земли у полюсов вследствие ее вращения вокруг соб­ственной оси.

Считается, что поверхность Земли достаточно «пла­стична», так что ее форму можно определить из условия равенства нулю касательной состав­ляющей суммы гра­ви­тационной и центробежной сил. Расчет производится в рамках двух моделей. В первой мо­дели пренебрегаем из­менением гра­вита­ционного поля Земли, связанным с из­мене­нием ее формы вследствие вращения (что допус­тимо при малых угловых скоро­стях ее вращения). Во второй модели величина де­формации оцени­вается с учетом из­менением гравита­ционного поля Земли из-за ее деформа­ции в предпо­ложе­нии постоянства плотно­сти Земли во всех ее точ­ках.

Оценки степени деформации Земли на основе этих моде­лей дают результаты существенно меньшие на­блюдаемых на опыте. В работе выска­зываются сооб­ражения о возмож­ных причинах расхождения теоре­тических оценок с опыт­ными данными.

13.      Марченко А. (10В). Равновесное распределение системы зарядов на сфере.

14.      Чепарухин А. (10А). Измерение вольт-амперных характеристик диодов.

Эксперимент заключается в измерении вольт-ам­пер­ных характеристик нескольких диодов в широком диапа­зоне токов: от порядка 10-8 А до сотен миллиам­пер.

Для измерения малых токов используется вольт­метр в качестве очень чувствительного ам­перметра. Для измере­ния средних токов исполь­зуется стандарт­ный амперметр. При больших то­ках для исключения нагрева p-n перехода (что приводит к изменению ха­рактеристик) планиру­ется использовать генератор ко­ротких прямо­угольных импуль­сов и осциллограф.

Также планируется провести исследование зави­симости характеристики диода от его темпе­ратуры.

Анализ полученных данных в сравнении с теоре­ти­че­ской кривой (экспонентой) позволяет оценить точ­ность и диапазон применения теоре­тической мо­дели.

Секция Computer Science

(Предс. И.Р. Дединский)

1.   Анохин К.В. (ИНФ РАМН). Можно ли научить компьютер понимать поведение?

Все что мы знаем о поведении людей и жи­вотных, их по­ступках, намерениях, закономерно­стях, мы из­влекаем из их перемещения в про­странстве, как физи­ческих тел. Такую же инфор­мацию, с помощью оциф­ровки видеоизображе­ния, можно ввести и в компью­тер. Можно ли научить ком­пьютер распознавать и по­нимать по­ведение живых су­ществ также, как это де­лает наш мозг? Мы поставили пе­ред собой цель ис­следовать этот вопрос.

Решение этой задачи подразделяется на не­сколько само­стоятельных этапов:

1. Вначале компьютер должен суметь выделять агента из окружающего фона, идентифици­ровать его и следить за его перемещениями в простран­стве. Это задача ком­пьютерного ви­деотрекинга.

2. Затем он, как и человеческий мозг, должен нау­читься дробить этот поток движений агента на биологически осмысленные еди­ницы — отдель­ные поведенческие акты. Эта задача сегмента­ции континуума поведения.

3. Далее компьютер должен быть способным оп­ре­делять смысл каждого из выделенных актов. Это задача рас­познавания поведения.

4. Наконец, необходимо соединить выделенные и распо­знанные акты назад в непрерывную после­дователь­ность, которая будет читаться компью­тером как ос­мысленный текст, несу­щий инфор­мацию о целях и на­мерениях дей­ствий наблю­даемого агента. Это задача соз­дания алгоритми­ческого языка описания по­ведения.

Мы успешно решили задачи компьютерного ви­деотре­кинга и, отчасти, компьютерной сегмен­тации континуума поведения на отдельные пове­денческие акты. В настоящее время мы работаем над проблемой компьютерного распо­знавания поведенческих актов.

Однако наиболее фундаментальной и инте­ресной яв­ля­ется задача реконструкции языка по­ведения. Соз­дание та­кого абстрактного языка по­может продви­нуться в по­нима­нии принципов ра­боты мозга чело­века и животных, по­строении систем искусственного интеллекта, создании ав­тономных роботов, способных распознавать и интер­прети­ровать поведение других роботов и человека, разра­ботки человеко-машинных интер­фейсов, построении ис­кусствен­ных игровых ми­ров, персонажи в которых обла­дают ос­мыслен­ным интерактивным поведением. Эти за­дачи также ре­шаемы.

2.   Гречаник С. (8Г). Библиотека моделирования физических взаимодействий.

Цель проекта — создание системы, модели­рующей по­ведение физических тел при их взаи­модействии. В про­цессе изучения физики в школе и в ходе физиче­ских ис­следований возни­кает необходимость модели­ровать пове­дение фи­зических тел в некоторых усло­виях. На­пример, упругое столкновение шаров. Каждое столкно­ве­ние ша­ров подчиняется двум основным за­конам фи­зики, закону сохранения энергии и закону со­хранения импульса. За­дача столкновения двух ша­ров достаточно простая, од­нако, если рассмот­реть большое количество шаров, да еще и с уче­том отра­жения шаров от стенок, не говоря уже о трехмерных шарах, количество вычис­лений воз­растает, а нагляд­ность падает. Задачи подоб­ного рода требуют боль­ших вычислений, а предлагае­мая система компьютер­ного моделирования по­зволяет отобразить это на­глядно.

3.   Девятов Р. (9А). Реализация класса property («свойство») на Borland C++.

При работе над большими проектами про­грамми­сты часто разрабатывают вспомогатель­ные классы, которые создают удобства при про­ектировке основ­ных классов (на­пример «smart pointers» — интеллек­туальные указатели). Одним из таких классов является класс property, реали­зующий фактически переменную при изменении которой выполняются определенные действия. Вызов функций get и set, которыми реко­мендуют пользоваться для того, чтобы отреагировать на изменение соответствующих перемен­ных-данных класса выглядит громоздко и неуклюже.

Также интересно иметь «псевдопеременные», на­пример, для хранения расположения объекта x, y и co­ords, хотя ре­ально в этом случае создаются две пере­менные. Использо­вание синтаксиса для работы с пе­ременными представля­ется автору предпочтительнее вызова соответствующих функций.

Цель работы была в создании класса property, ко­торый отсутствует в стандартном наборе клас­сов Borland С++ и применении этого класса для разра­ботки оконной библио­теки.

Для реализации поставленной задачи были ис­пользованы следующие средства языка C++: шаблоны классов и функ­ций, указатели void*, ссылочный тип, виртуальные и ста­тические функции.

Результат по построению класса property был практиче­ски достигнут, кроме того, что в опреде­лен­ных случаях чи­тать переменную необходимо при по­мощи оператора ().

4.   Зарайская И.Ю. (ИНФ РАМН). Квантование поведения в компьютерных системах видеотрекинга.

Стандартный подход к анализу поведения, исполь­зуе­мый в видеотрекинговых системах, дает возмож­ность из­мерения длины траектории, скорости пере­мещения агента, времени пребыва­ния в «зонах инте­реса», и т. д. Однако, та­кие суммарные физические характеристики лишь косвенно отражают сложную биологическую ор­ганизацию целена­правленного по­ведения. Напро­тив, кодирующие системы способны дать инфор­мацию о единицах и структуре пове­дения, но те­ряют детальную информацию о пространствен­ных характеристиках среды, в которой это пове­дение раз­вертывается. Этими недостатками су­ществующих систем регистрации и анализа пове­дения объясняется возрастаю­щий интерес к соз­данию новых комплекс­ных подходов. В частно­сти, задачей таких подходов будет определение за­кономерностей дробления пове­дения на от­дельные пове­денческие акты, определение меха­низмов перехода от од­ного вида поведения к дру­гому, а также установление свя­зей между объек­тивно изолируемыми единицами поведе­ния и системными процессами, происходящими в мозге. Созданная нами для такого анализа сис­тема видеотрекинга в настоя­щее время уже дает возможность алгоритмиче­ского разбиения пове­денческого континуума на отдельные поведенче­ские акты.

5.   Карлов Н. (10А). Графическая библиотека для адаптеров стандарта VESA с большой глубиной цвета.

Рассматривается разработка графической библио­теки для адаптеров, поддерживающих стандарт VESA, позволяю­щая выводить на экран изображения с глу­биной цвета 16 и 24 бита (ре­жимы HiColor и True Color). Часть библиотеки реализована на языке ас­семблера для увеличения скорости работы. Рас­смот­рены алгоритмы дос­тупа к видеопамяти и реали­зации основных гра­фических примитивов.

6.   Константинов П. (МГТУ, Факультет ИУ, 1 курс). Объектно-ориентированная архитектура обмена данными в распределенных системах.

Система межобъектного взаимодействия обеспе­чивает гибкий обмен вызовами между объ­ектами, на­ходящимися в разных адресных про­странствах (на разных машинах или в разных процессах). Обмен происходит посредством сис­тем связи, таких как ЛВС или каналы меж про­цессного взаимодействия.

Система состоит из модуля передачи данных и ин­тер­фейсного модуля. Оба модуля расши­ряемы и на­страи­ваемы под нужды конкретной задачи. Модуль передачи данных обеспечивает гибкий обмен данных, по системам связи. По ка­кой системе связи ведется передача данных, зави­сит от конкретной реализации. Интерфейсный модуль обеспечивает прием, обра­ботку и пере­дачу конкретному объекту вызовов полу­ченных от модуля передачи данных.

Основным свойством архитектуры обоих мо­дулей явля­ется возможность их последующего расширения и на­стройки без изменения основ­ного кода модулей. Архитек­тура приобрела такие свойства благодаря ис­пользованию в ней основ­ных принципов объектно-ориентированного про­ектирования, посредством шаб­лонов проектиро­вания.

Система реализована в виде обобщенного проекта-шаб­лона, описывающего в основном ар­хитектуру сис­темы. То есть иерархию классов и их базовые интер­фейсы. Таким образом, работа над конкретной реали­зацией системы ло­жится на плечи приклад­ного про­граммиста, использую­щего эту архитектуру. Для этого необходимо реа­лизовать базовые методы ин­терфейсов классов системы.

7.   Константинов П. (МГТУ, Факультет ИУ, 1 курс). Интегрированная среда разработки для микроконтроллеров на ядре PIC-micro.

Цель работы — проектирование и реализация среды про­граммирования  для микроконтролле­ров – комплекса про­грамм, необходимых для раз­работки программного обес­печения (компилятор, деассемблер, эмулятор и программа­тор) и интег­рированную среду, связывающий эти компо­ненты. Среда имеет компо­нентную архитектуру, позво­ляющую подключать но­вые модули без пе­рекомпиляции других, представляет собой закон­ченный и связанный ком­плект продуктов для полного цикла разработки приложе­ний для PIC и является достаточно простой и удобной для ко­нечного пользователя.

8.   Лайшев Т. (9А). Реализация резидентной программы «Таймер» для операционной системы DOS.

Рассматриваются вопросы разработки про­грамм, остаю­щихся активными после заверше­ния, так назы­ваемых ре­зидентных программ. Их особенности про­диктованы огра­ничениями одно­задачной операцион­ной системы DOS, из­на­чально не приспособленной для параллельного или псевдопараллельного выпол­нения несколь­ких задач. Од­нако в DOS существуют докумен­тированные и недокумен­тированные возмож­но­сти, которые, в сочетании с особен­ностями архи­тектуры Intel x86 (такими, как аппаратные и про­граммные прерывания), позволяют разрабатывать ре­зи­дентные программы. В докладе рассматрива­ется проекти­рование и реализация программы-«будиль­ника», отобра­жающей текущее время на экране и по­дающей звуковой сигнал в опреде­ленный момент времени.

9.   Левкович-Маслюк Ф. (9Г). Реализация шаблонного класса «массив».

Решалась задача обеспечения работы с масси­вами дан­ных любого типа для облегчения по­вторного ис­пользова­ния кода. Реализация должна обеспечивать динамическое распределение па­мяти и поддержку функторов. В работе эти свой­ства реализованы, но в ограниченном объеме. Приводятся примеры примене­ния построенных шаблонов в различных задачах. В дальнейшем предполагается опти­мизировать распре­деление памяти и расширить возможно­сти функторов.

10.      Летунов С., Белоусов А., Трусевич А. (11А). Проект физической модели автомобиля и игровая оболочка для демонстрации возможностей этой модели.

Проект подразумевает создание объекта, ко­торый ими­тирует поведение автомобиля в зави­симости от таких фак­торов как нажатия клавиш управления либо команд управ­ления исходящих от компьютера в слу­чае использования «искусст­венного интеллекта», свойств поверхности, по ко­торой он движется, нали­чие контакта (столкнове­ния) с другими автомобилями или неподвиж­ными объектами. При этом параметры движения автомобиля вычисляются с использованием ре­альных физических законов или формул ускоряю­щих вычисления компьютера и приво­дящих при этом к похожему результату.

Для того, чтобы продемонстрировать физиче­скую мо­дель создаётся примитивная игровая обо­лочка, в которой используется вид сверху и ка­мера, движущая вдоль осей координат и вра­щающаяся вокруг точки над центром ма­шины. Такой вид подразумевает час­тое обновление со­дер­жимого экрана, что приводит при использова­нии стандарт­ного графического драй­вера к нега­тивным эффектам, на­пример миганию.

Таким образом, при разработке данного про­екта подни­маются две проблемы: проектирование физиче­ской модели автомобиля и создание соб­ственной гра­фической библио­теки.

11.   Мухина Т.В. (ИНФ РАМН). Автоматическое распознавание поз людей и животных.

Нахождение движения и поз человека и жи­вотных по видеоизображению чрезвычайно важно для авто­ма­тиза­ции и объективизации ис­следований поведе­ния. Однако в существующих системах видеотрекинга и анализа пове­дения жи­вотных в основном использу­ются такие пара­метры, как длина траектории, время, распре­деле­ние ли­нейных и угловых скоростей, уско­рений по траектории. Они характеризуют движение жи­вого объ­екта как мате­риальной точки, не давая при этом ника­кой информации о его позах. При этом теря­ется чрез­вычайно важная инфор­мация о структуре по­ведения в терминах естественных биологических еди­ниц (вид по­ведения, смены поз). В первой части док­лада мы приво­дим обзор имеющихся подходов к рас­познаванию дви­жения и поз человека. Во второй части мы предлагаем подход к анализу поведения жи­вотного с целью распо­знавания его поз. Он основан на разрабо­танной нами модели тела мыши и не требует на­несения маркеров на тело животного, что сущест­венно расширяет его экспе­риментальную приме­ни­мость.

12.   Осипов А. (9Г). Алгоритм визуализации огня.

В работе представлен простой алгоритм ви­зуали­зации горящего огня, основанный на взаи­модействии цветов пик­селей и переопределении палитры. Такой подход может быть использован в игровых програм­мах и заставках для создания изображения огня.

13.      Попов А. (МГТУ, Факультет ИУ, 1 курс). Система перехвата вызовов функций Win32 API.

В работе были изучены методы перехвата API-функций ОС Windows. В результате прове­дённых ис­следований был разработан оптималь­ный метод пере­хвата и разработан программный комплекс для пере­хвата API-функций и ав­тома­тизированного создания библиотек перехвата. Были созданы библиотеки пере­хвата для основ­ных системных модулей операцион­ной системы Windows. Имеются при­меры применения сис­темы перехвата для стандартных пользователь­ских и системных программ ОС Windows.

14.      Рагулина К. (11А). Разработка и реализация системы классов для простого интерпретатора.

Работа заключалась в разработке программы для удоб­ного и эффективного построения графи­ков функ­ций, вво­димых пользователем. Основная составляю­щая ее часть, стековый калькулятор, был реализован с помощью алго­ритма рекурсив­ного спуска. В ходе ра­боты пришлось столк­нуться с проблемами иерархии классов и взаимо­дей­ствий между ними, в результате чего были разработаны та­кие универсальные классы как CData, CStack, CArray, CString, общий базовый класс CObject и некоторые другие.

15.      Рахманов М. (8Г). Реализация лексического анализатора для транслятора языка физического моделирования.

Задача работы заключалась в реализации лек­сиче­ского анализатора для транслятора физиче­ских фор­мул. Трансля­тор – программа, перево­дящая некий на­бор символов, в данном случае физическую формулу, в промежуточный код. Промежуточный код сущест­вует для того, чтобы уп­ростить задачу препроцессору, который со­вершает указан­ные в промежуточном коде опе­рации. Транслятор делится на две части : лексиче­ский анализатор и синтаксический анали­затор. Син­таксический анализатор отвечает за разбор грамма­тики текста, лексический анализа­тор представляет текст в виде набора типизиро­ванных лексем, для удобства работы синтаксиче­ского анализатора. В док­ладе рассмат­риваются алгоритмы разбиения физиче­ской формулы на лексемы, взаимодействие разных частей трансля­тора, реа­лизация таблицы имен и ее значение в программе.

16.      Татаринов А. (Факультет ВМК МГУ, 1 курс). Реалистическая визуализация трехмерных объектов и ландшафтов в мультиагентных системах.

В настоящее время получила распространение техноло­гия мультиагентных систем. Мультиа­гентная система – это система, состоящая из агентов и объек­тов. Главное свой­ство агентов – способность прини­мать решения о каких-либо действиях в зависимости от внешних факторов. Под понятием интеллекта аген­тов подразумева­ются только по­веденческие аспекты его деятель­ности. Объекты же ста­тичны и не обла­дают та­ким свойством. Фактически, объ­екты явля­ются частью мультиагентной среды – виртуаль­ного мира, в котором живут и действуют агенты.

Подсистема визуализации позволяет задать агенту или объекту трехмерную геометрическую модель, яв­ляющуюся его представлением в муль­тиагентной среде и экспорти­рующейся из графи­ческого пакета 3DStudio MAX. Она ба­зируется на кроссплатформен­ной библиотеке OpenGL и по­зволяет выводить на эк­ран трехмерное изображе­ние ви­димой с данной пози­ции части мультиа­гентной среды и агентов, находя­щихся в ней. Благодаря открытой архитек­туре графи­ческий модуль подсистемы может быть заменен мо­ду­лем, использующим MS Direct3D или другую биб­лио­теку трехмерной визуализации.

Графический модуль позволяет визуализиро­вать трех­мерные модели агентов, а также ланд­шафт. При ви­зуали­зации используются текстури­рование и трех­мер­ное осве­щение. При ренде­ринге рельефа местно­сти применяется техноло­гия уровней детализации, ба­зи­рующаяся на четве­ричных деревьях (quad tree). Эта тех­нология позволяет увеличивать размеры треуголь­ников, находящихся на удалении от камеры, для умень­шения их числа и эконо­мии системных ресур­сов.

17.      Тихомиров А. (10А). Разработка алгоритма обхода препятствий для компьютерной игры-стратегии.

Основной целью является создание стратеги­ческой игры с развитым искусственным интел­лектом, мощ­ными системами боевых действий и обхода препятст­вий. Реали­зован обход препятст­вий в виде объедине­ния нескольких пересекаю­щихся прямоугольников. В дан­ный момент идет работа по организации разветв­ления путей при об­ходе сложных и составных пре­град.

Основные проблемы связаны с алгоритмом пере­рисовки объектов и относительно медлен­ным (и уста­ревшим) гра­фическим драйвером BGI. Поэтому в бу­дущем планиру­ется создание собственного драйвера и улучшение алго­ритмов перерисовки.

18.      Федоров В. (9Г). Синтаксический анализ языка физического моделирования.

Цель работы — разработка части транслятора вы­соко­уровневого языка, взаимодействующего с неко­торой сис­темой моделирования, например, моделиро­вания физиче­ских событий или взаимо­действий. Представлена струк­тура транслятора, разобран общий алгоритм его работы и взаимо­действия с моделирую­щей программой. Рассмот­рена грамматика языка и ал­горитмы синтаксиче­ского раз­бора, используемые в проектируемом трансляторе.

19.      Федосеев В. (Факультет ВМК МГУ, 1 курс). Архитектурные аспекты разработки мультиагентной системы.

Архитектура мультиагентной системы бази­руется на та­ких понятиях, как расширяемость, модульность, надеж­ность и переносимость. Ос­новой комплекса яв­ляется кон­цепция OS-in-OS (Operation System in Op­eration System, операци­онная система в операционной системе). Со­гласно ей, существует ядро и модульная оболочка вокруг него. Ядро комплекса позволяет от­делить и абстрагиро­вать его компоненты от операци­он­ной системы, на кото­рой они ра­ботают в данный момент.

Ядро позволяет организовать работу модулей как при­ложений ОС, используя многозадачность, рас­сылку сооб­щений, регистрацию событий, дис­петчери­зацию оператив­ной памяти внутри сис­темы. Все эти процессы происходят без непо­средственного участия внешней ОС. Все вызовы функций ОС инкапсулиро­ваны в специальных модулях, являющихся прослой­кой абстрагирова­ния от операцион­ной системы. Эти модули явля­ются сменными и позволяют переносить ком­плекс на разные платформы без изменения основ­ных его компонентов, организуя независимость моду­лей и процессов, происходящих в них, от самой ОС.

Агент сконструирован как набор представле­ний (проек­ций) в различных модулях. Для физи­ческого модуля это набор его физических пара­метров, для графического — трехмерная геомет­рическая форма, для языковой подсис­темы — на­бор скомпилирован­ных функций этого агента. Эти проекции взаимно ор­того­нальны (незави­симы).

20.      Холопов А. (9В). Разработка программного обеспечения для графического ядра.

Создание программного обеспечения для графиче­ского ядра, работающего при различных разрешениях. Создание графического редактора, сохраняющего и загружающего растровые изо­бражения, с простей­шими функциями: отра­же­ние, поворот на заданный угол, отмена послед­него дей­ствия.

В докладе отражена разработка редактора растро­вых изображений в режиме 320х200.

21.      Холопов П. (9В). Разработка графического ядра с собственной системой команд и набором элементарных функций работы с графикой.

Цель: создание графического ядра с пример­ными харак­теристиками разрешения экрана от 320х200 то­чек до 800х600 точек и цветового на­бора до 256 цве­тов. Разра­ботка собственной сис­темы команд вывода графики на эк­ран, перевода графической информации в символьный код и обратно. В эту систему входят команды разно­типного вывода графики на экран (жа­люзи, пото­чечный вывод, вы­вод изображения, повер­нутого на угол), модификации пе­реведенного в сим­воль­ный код изображения (отражения, повороты на прямой угол, увеличение, уменьшение).

Разработанные средства включают использо­вание стан­дартных функций работы с файлами для занесе­ния гра­фики из них в массивы (переве­дения из сим­вольного кода в графический), опе­раций с массивами для модифи­кации пе­реведен­ного в символьный код изображения, не­которых дополнительных библиотек для работы с 256-цветовой па­литрой и собственной формулы для поворота изображения на определенный угол.

Секция естественных наук

(Предс. А.И. Алексеев)

1.   Митюшкин П., Митюшкин П. (11Г). Деятельность концерна «Пирелли» как пример влияния ТНК на мировую экономику.

2.   Добровольский А. (11Г). Влияние религии на различные сферы человеческой деятельности.

3.   Куликова М. (10Б). Экология и развитие природного комплекса совхоза «Городище».

В представляемой работе будет рассматри­ваться истори­ческий процесс изменения природ­ного ком­плекса совхоза «Городище» Ступин­ского района Мо­сковской области и, в частности, проблемы изменения протекающей в его черте реки Каширке, впадающей в Оку, а также изме­нения, про­исходившие с ней под действием внешних факторов, в том числе антропо­генного.

4.   Куликова М. (10Б). Биология и суточная активность муравьев Подмосковья.

Рассматриваются вопросы: Полиморфизм и поли­этнизму муравьев: такие разные в пределах одного вида. Тайны внутри муравейника: боль­шой «замом» маленьких труже­ников. Муравей­ник — место жизни многих беспозвоноч­ных. Ис­следуем видовой состав. Суточная активность му­равьев: жизнь муравейника в разное время суток. Погода также имеет значение. Муравьиная диета: открываем за­весы тайн.

Секция гуманитарных наук

(Предс. П.С. Пустовалов)

1.   Волосюк А. (9А). Дмитриевский собор – ровесник «Слова о полку Игореве».

2.   Марков Андрей (11В). Александр Блок и Николай Клюев (к проблеме взаимовлияния).

3.   Стеценко И. (9А). Древне-русская архитектура IX–XI вв

4.   Бибиков П. (10Г). Некоторые аспекты Курской битвы 5 июля-23 августа 1943 г.

5.   Захаров А. (9А). Победа социалистической революции в Петрограде 24-26 октября 1917 г.

Секция иностранного языка
(на английском языке)

(Предс. М.Б. Клюева)

1.   Zaitsev V. (8G). War.

The problem of misunderstanding between dif­ferent nations is discussed.

2.   Kantonistova E. (8G). How people should live.

How to find an answer about the aim of our life.

3.   Vompe F. (8G). Architecture and business of London.

4.   Semago I. (8G). Animals and fashion.

5.   Sidorov O. This fragile planet.

How we can support green parties and put pres­sure on those in power. Let’s plant flowers near our houses.